?

Log in

No account? Create an account
А.А.Любищев. Руководство... §11--13 - Luo Biming — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile
> My Website

April 5th, 2005


Previous Entry Share Next Entry
07:54 am - А.А.Любищев. Руководство... §11--13

§11

Во втором пункте я указываю, что имеющееся время должно быть распределено так, чтобы качество времени соответствовало качеству работы. Что это значит? Например, дома тратится время на чтение художественной литературы. Никто не говорит, что не нужно читать художественную литературу, но ее надо читать тогда, когда невозможно заниматься более интенсивно. А дома, за столом, чем можно заниматься? Проработкой книг в форме рефератов и конспектов, монтировкой и определением насекомых - ведь иначе как за столом вы этим делом заниматься не можете. Читать легкую литературу, в частности иностранную в целях изучения иностранного языка, можно в любых условиях. После окончания университета мне часто приходилось ездить на трамваях, бывать в командировках. Время, потраченное на поездки, по моей классификации считалось "отбросом времени", и я старался его максимально использовать. Я знаю очень прилично три языка: французский, немецкий, английский. Я читаю на этих языках свободно и могу сразу переводить без словаря и знаю их вовсе не потому, что у меня какие-то особые способности к ним. У меня сохранились аттестационные ведомости за реальное училище, в котором я учился, и там по немецкому языку у меня есть тройки, четверки и только в последних классах я имел пятерки. Когда я окончил училище, то я немецкую грамматику знал хорошо, но читать без словаря не мог. Я начал изучать язык, пользуясь немецким определителем насекомых. Что касается английского языка, то я могу сказать, выражаясь образно, я на медные деньги учен. В университете я слушал лекции по 2 часа в неделю, потом я два лета занимался самостоятельно по утрам со словарем, затем стал читать английскую литературу в трамвае и постепенно переключился к более квалифицированным видам работы. В Ленинграде мне приходилось ездить на работу далеко, около часу приходилось ехать в трамвае, и я это время использовал для чтения иностранной литературы. Французский язык я, правда, знал с детства.


У меня страдает фонетика, и мое английское произношение весьма дефектно. Очень хорошо, конечно, освоить фонетику, но для научного работника фонетика - это вещь второстепенная, основное для научного работника - знакомство с литературой. Я вовсе не хочу вас расхолаживать в отношении изучения фонетики, но я хочу подчеркнуть необходимость в первую очередь научиться читать литературу.


Таким образом, языки я почти целиком изучил на железных дорогах, в трамваях, в очередях, в ожидании приема у врача и т.д. Начал заниматься я, например, английским языком с 1907 г. и за 30 лет очень пополнил запас слов, ознакомился с французской, немецкой и английской литературой и сейчас могу читать любое произведение. Несмотря на мои дефекты в произношении, я в Ленинграде в 1934-36 годах был переводчиком приезжающих иностранных ученых-биологов. Я справлялся хорошо с переводом потому, что у меня не было ложного самолюбия, что является крупным дефектом. Один мой приятель, который часто бывал заграницей, терялся, когда его сразу не понимали. Я же, если меня не понимали, повторял 2-3 раза, и в конце концов меня понимали. Надо более спокойно относиться к временным неудачам, не следует иметь ложного самолюбия.


Каждому научному работнику необходимо делать большой упор на изучение иностранных языков. Сейчас изучению иностранных языков придается большое значение: открываются факультеты иностранных языков и проводятся другие мероприятия.


В "Вестнике Высшей школы" я недавно прочел о неутверждении в звании кандидата наук одного диссертанта, и в числе причин неутверждения было указано неиспользование иностранной литературы. Сейчас правильно указывается, что борьба с низкопоклонством перед заграницей не означает игнорирование изучения иностранной литературы.


Итак, необходимо "отбросы времени" использовать в максимальной степени на изучение иностранных языков.



§12

Привычка использования отбросов времени дает возможность использовать его все более квалифицированно: начать надо с чтения беллетристики, исторических и других произведений. Постепенно начинаешь, даже в пределах "отбросов времени", делать все более квалифицированную работу. Есть такой прибор: логарифмическая линейка. Я часто использую отбросы времени для стати[сти]ческой обработки материалов, пользуясь логарифмической линейкой. Когда мне говорят, что это невозможно, то я обычно говорю: "Сейчас не можете, надо тренироваться. Я сам не всегда мог, а постепенно привык". Можно так приучить себя отстраиваться от обстановки, что начинаешь работать в обстановке, когда тебе, казалось бы, мешают. При поездках по железной дороге я лично бываю доволен, когда попадаю в детский вагон. Дети мне не мешают, а преимуществом (чисто эгоистическим) детских вагонов является то, что в детском вагоне обычно кто-нибудь не спит и сам можешь спать спокойно, не боясь, что тебя обкрадут.


Когда я работал в ВИЗР'а, мне приходилось часто бывать в командировках. Обычно в поезд я забирал определенное количество книг, если командировка предполагалась быть длительной, то я посылал в определенные пункты посылку с книгами. Количество книг, бравшихся с собой, исчислялось исходя из прошлого опыта.


Как распределялось чтение книг в течение дня? С утра, когда голова свежая, я беру серьезную литературу (по философии, по математике). Когда я проработаю полтора-два часа, я перехожу к более легкому чтению - историческому или биологическому тексту. Когда голова усталая, то берешь беллетристику.


Какие преимущества дает чтение в дороге? Во-первых, не чувствуешь неудобства в дороге, легко с ними миришься; во-вторых, нервная система находится в лучшем состоянии, чем в других условиях.


Для трамваев у меня тоже не одна книжка, а две или три. Если едешь с какого-либо конечного пункта (например, в Ленинграде), то можно сидеть, следовательно, можно не только читать, но и писать. Когда же едешь в переполненном трамвае, а иногда и висишь, то тут нужна небольшая книжечка и более легкая для чтения. Сейчас в Ленинграде много народу читает в трамваях.


Вот как можно использовать много времени из того, которое обычно пропадает.


На заседаниях я занимался зачастую решением задач, причем без ущерба для моей деятельности как члена заседания. Сначала мое поведение вызывало протест, а потом, видя мою активность как члена заседания (реплики, выступления), перестали протестовать.


Использование "отбросов времени" важно потому, что мы его используем на то, на что в обычное время у вас времени не хватает, а тем самым вы можете поддерживать разносторонность ваших интересов. Мы, например, живем в провинции, здесь нет таких больших библиотек, как в Москве и в Ленинграде, но когда у вас разнообразные интересы, то вы всегда, даже в небольшой районной библиотеке, найдете для себя много интересного. Если человек является узким специалистом, то для него необходимо существование в больших городах, тогда как пребывание в большом городе, хотя к этому очень многие стремятся, вовсе не является обязательным условием для умственного развития, тем более что жители больших городов зачастую все возможности большого города не используют.


В качестве "отбросов времени" можно считать наше хождение. Пешеходным видом передвижения прежде всего надо пользоваться в гигиенических целях. Тут нужно привести в пример И.П. Павлова. Павлов, будучи большим сторонником физкультуры, помимо прямых ее видов (гимнастики и пр.) всегда широко использовал "отбросы времени" на сохранение собственного здоровья. Он много ходил пешком, не пользовался трамваем.


Я считаю, что на расстояние в 2-3 километра нерентабельно ехать на трамвае. При поездке на трамвае на такое расстояние вы много не сэкономите. Максимум, что вы можете сэкономить - 5-7 минут, учитывая ожидание трамвая, но зато вы рискуете потерей здоровья при этом ожидании, а кроме того не используете времени для упражнения ваших ног. Поэтому даже в условиях города я не советую пользоваться трамваем при близких расстояниях, другое дело, когда расстояние большое. Я лично всегда стараюсь, где это возможно, ходить пешком для тренировки ног.


В летнее время особенно нужно тренироваться в пешем хождении. Один пример использования "отбросов времени", который я лично наблюдал в Крыму. Шла одна женщина, и у нее на коромысле прялка. Идет и прядет. Я, конечно, прядением не занимался, но летние пешеходные прогулки старался использовать на сборы насекомых. Работая в ВИЗР'а, я порядочно странствовал по стране и все переходы старался делать пешком и ловить насекомых. Благодаря этому я составил большую коллекцию, и сейчас занимаюсь обработкой материала для специальной работы и для нашей "Фауны" по земляным блошкам.



§13

Теперь относительно разнообразия своей работы. Разнообразие работы также является важным гигиеническим приемом.


Я был знаком с одним профессором механики в Баку, который в качестве отдыха изучал языки. Очевидно, эти два раздела науки как-то разобщены в нашем мозгу. Мой приятель знал много европейских языков, а за 8 лет изучил 5 языков: тюркский, грузинский (составил словарь), армянский, арабский и персидский. И все это в порядке отдыха. А это не был крупный ученый. Он был просто человек очень высокой культуры, который использовал все свое свободное время на изучение языков.


Гаусс в порядке отдыха изучил русский язык и читал Лобачевского на русском языке.


Занятия систематикой также можно рекомендовать молодым биологам. Насекомых легко собирать, они занимают мало места, а потребность в систематике сейчас большая. Сейчас фронт систематиков далеко не является сплошным, по многим группам нет ни одного специалиста, и даже по такому важному семейству, как пчелиные, проверить определение нелегко. Этой работой не обязательно заниматься как основной работой. Эти занятия имеют огромное значение как форма культурного отдыха, и очень многие специалисты-систематики не являлись профессиональными учеными. Специалист по хищникам был нотариус в Австрии, систематикой занимались инженеры, офицеры, аббаты, и у меня есть знакомый, официальная должность которого - инспектор Военной коллегии Верховного суда, который, приходя домой, ежедневно занимается божьими коровками; он написал большую монографию, у него масса рисунков, и он сам говорит, что для него эта форма деятельности является великолепнейшей формой отдыха. Есть люди, которые собирают для отдыха марки, спичечные коробки. Ничего плохого в этом нет, но этим [они] никакого вклада в науку не делают, а когда вы занимаетесь насекомыми или другими объектами природы, то вы можете внести вклад в науку, от изучения местной фауны до участия, например, в издании АН СССР "Фауны СССР". Почему прозевали во Франции появление колорадского жука? Очевидно, потому, что энтомологи были на фронте. Поэтому наличие большого количества любителей-систематиков является очень важным государственным делом.


Я сам занимаюсь систематикой глубже, чем обычные систематики, и для меня эти занятия очень полезны, они действуют очень благотворительно на мою нервную систему.


Моя система способствует повышению продуктивности работы и вместе с тем является прекрасным эквивалентом санатория. В Крыму мне самому говорили, что большинство отдыхающих уезжает из санаториев и домов отдыха на 2-3 дня раньше положенного срока, говоря, что скучно, нечего делать. Нечего делать? Это в Крыму-то!


Я уже указывал вам, что путем постоянной тренировки вы значительно увеличите свою работоспособность, и потому я рекомендую попытаться применить систему в порядке опыта. Каковы достоинства этой системы?


  1. Повышение эффективности. Это иллюстрация к словам поэта: "Ты сам свой высший суд". Она приучает к точному учету всего того, что проделано, и к самоконтролю.

  2. Полезно отражается на здоровье, избавляет от скуки, от возможности говорить, что "нечего делать".

  3. Самокритика, самопонимание увеличивается тогда, когда вы видите, насколько вы правильно используете любое время.

Правда, дефектом моей системы является то, что от учета времени несколько страдают окружающие, так как они чувствуют, что каждое отвлечение от занятий учитывается. Но постепенно и к этому все привыкают.


Я для себя этой тяжести не ощущаю, напротив, когда я не впишу данные о проделанном, то я неудовлетворен.


(Leave a comment)


> Go to Top
LiveJournal.com